Главная Разное (ссылки, видео, внешние публикации) Перевод с буржуйского языка на пацанский
Разное (ссылки, видео, внешние публикации)

Перевод с буржуйского языка на пацанский

Перевод с буржуйского языка на пацанский

или «Почему западный бизнес буксует в России?»

 

 

Введение

Уже второе десятилетие западный бизнес активно внедряется на российский рынок. Западные корпорации основывают новые предприятия или перестраивают старые российские заводы в автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности и многих других отраслях народного хозяйства. Однако, как говорил классик,  «Запад есть запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». К сожалению, цитата по -прежнему актуальна и сегодня. Большинство западных компаний сталкиваются с многочисленными трудностями, о которых я хочу рассказать в данной статье.

 

Корпоративная культура

Не секрет, что в основном в Россию приходят крупные западные корпорации. Экономика масштаба помогает минимизировать риски. Однако корпорация подразумевает свою корпоративную культуру, «мы работаем так много лет, и это помогло нам развиться и сделаться успешной компанией», с гордостью говорит топ-менеджер любой западной компании. Разумеется, придя в Россию, никто не собирается отказываться от «формулы успеха» и первое, о чем слышит новичок, взятый на работу в российский филиал западной компании, это важность сохранения корпоративных правил и методов работы.

 

Однако рынок в России другой. Невозможно,  например, до минимума сократить штаты своих служб, перенеся все на аутсорсинг, как это принято на Западе. Рынок аутсорсинга в России неразвит, он дорог, ненадежен, лучшие специалисты работают в крупных корпорациях, а не в маленьких нестабильных аутсорсинговых компаниях. Вот и приходится держать своих, пусть дорогих и экономически неэффективных, но рядом и надежных, выверенных временем. А пришедшие варяги сегодня здесь, завтра там. Да и по деньгам все равно дороже выходит.

 

Так что и бухгалтерия своя, и охрана своя, и юристы свои, а уж ремонтникам сам бог велел быть своими, где ж нормального электронщика сегодня на рынке найдешь.

«Это что за глупости? Зачем нам все эти службы?» Недоуменно спрашивает новый экспат-директор своих новых местных помощников. «Свои ребята, проверенные, а фирмочку со стороны звать неудобно, вовремя никогда не приедут» - пытается объяснить причуды российского рынка опытный заместитель директора.

 

Пузырек воздуха не зря принимает в воде форму шара, это форма самая удобная для сопротивления внешней среде. Так и российские компании не зря придумали все эти серые, черные, темные схемы управления – многочисленные непрозрачные торговые дома и дочерние фирмы, зиц-председатели Фунты и т.п. Все это выверено временем и прекрасно помогает работать в условиях коррупционного нестабильного рынка. Прозрачные четкие схемы западных корпораций с трудом встраиваются в реалии местного рынка. Нет аутсорсинга, нет стабильности, что приводит к сложности планирования. Стратегический план развития на 5 лет вызывает усмешку в стране, где большинство населения не представляет, что будет через год.

 

Стратегия развития

Западный бизнес настроен на стабильный длительный рост. Все те факторы, которые являются залогом успеха бизнеса в западном мире, требуют долгосрочных вложений. Квалификация персонала, качество продукции и процессов, отработанная технология, лояльность клиентов, всё это строится годами и тщательно планируется на несколько лет вперед.

Разумеется, все это окупается в стабильной бизнес среде, где крайне редки резкие изменения в стиле «акцизных марок» и «хлорированной импортной курятины».

 

Российский бизнес изначально был бизнесом временщиков. В стране, где никогда не было стабильности, было бы смешно и глупо ожидать долгосрочных вложений в будущее. Основная задача у руководства многих компаний – сорвать куш. Частая смена руководства так же стимулирует погоню за немедленными результатами. «Может, меня и не будет здесь в следующем году»,- рассуждает директор-временщик, - «какой смысл  вкладываться в перспективу»?

 

Профессионализм

Западный выпускник ВУЗа приходит работать в команду грамотных и подготовленных коллег. Каждый знает свое дело, каждый работает по своей специализации. От новичка ожидают минимальных знаний, которые он честно пытался получить в ВУЗе. Рынок в типичной западной стране насыщен квалифицированными кадрами в соотношении три кандидата на одно рабочее место.

 

Советское образование заслуженно ценилось в мире, ценилось 20 лет назад. К сожалению, ситуация с квалификацией усугубилась за прошедшие двадцать лет. Существовавший в области компьютеризации и новых методов управления разрыв между западом и СССР стал сегодня еще больше. Разрушение системы ПТУ только усугубило данную проблему. Тотальная коррупция в системе образования породила сюрреалистическую картину: 70 % молодых людей в стране являются обладателями «высшего» образования, причем, большая часть выпускников не владеет при этом элементарными знаниями, которыми должен обладать выпускник вуза на Западе. Типичный выпускник инженерного факультета в России не умеет работать с ERP системами, не понимает основ  управления качеством, не обладает должной компьютерной грамотностью, не владеет техническим английским. Дай бог, если при этом он честно учил основы своей профессии (механику или электронику), ведь легкость покупки оценок в России делает честную учебу глупой и трудоемкой.

 

Отсутствие квалифицированных кадров вынуждает многие российские компании заниматься несвойственным бизнесу делом – заниматься обучением своих сотрудников на предприятии.

 

Для западных компаний ситуация, когда грамотных людей вообще нет на рынке просто шокирующая. «Как это, нет людей?» - вопрошает удивленный экспат-директор, «мы же предлагаем отличную зарплату»? Ну, как объяснить бедняге разницу между 20 % безработицы в Испании и 0,5 % официальной безработицы в Москве? Вот и занимаются компании переманиванием грамотных сотрудников друг у друга.

 

Мотивация

Западный сотрудник привык к стабильности общества. Во многих западных странах государство поощряет социальные инвестиции в пенсию и различные накопительные фонды на много лет вперед. Люди привыкли к своему банку, который существует десятки лет и не опасаются банкротства. То есть обещание долгосрочного сотрудничества между работодателем и сотрудником воспринимается полезным и разумным. В России, после 3 денежных реформ, дефолта и падения фондового рынка в последний кризис, люди привыкли верить только наличным в руках и квартире в собственности. Все остальное можно отобрать и потерять. Так что любые долгосрочные мотивационные схемы, принесенные с запада, сразу начинают буксовать в России.

 

Еще один важный фактор отличия – восприятие работодателя сотрудниками.

 

Западный сотрудник воспринимает своего работодателя как партнера, «честная игра» - вот ключевое восприятие хорошего работодателя. Есть договор, он нерушим, хороший работодатель будет стремиться сохранить его и выполнить все установленные при приеме на работу правила. Соответственно и работодатель ожидает от сотрудников выполнения правил и договоренностей по той же схеме.

 

Воспитанный советским прошлым и лихими девяностыми, российский работник воспринимает хозяина как потенциальную опасность, соперника. Задача работника – как можно меньше напрягаться, задача хозяина – выжимать из работника все соки и заставлять его работать. «Если работника не контролировать – будет мухлевать, жульничать и уклоняться от работы» - говорит опытный российский директор. «Если хозяин не контролирует – простофиля, наивен, можно не напрягаться и валять дурака» - говорит российский работник со стажем. Как говорит старая русская пословица – «на то и щука в пруду, что б карась не дремал». Руководитель в России это жесткий лидер, одним словом, хозяин. Доверительные отношения между работодателем и работником, как это принято во многих западных корпоративных культурах, выглядят наивной утопией.

 

Да и кто на Западе, при разработке мотивационных систем, мог учесть такой фактор, как покупка больничного за 100 рублей. Поработал сотрудник 3 недели, устал, решил отдохнуть, принес купленный больничный. Сидит «болезный» дома, получает почти весь оклад, который может составлять почти всю зарплату. Почему ж не отдохнуть хорошему человеку, если буржуи такие лохи? Скрипит западный менеджер зубами, а сделать ничего нельзя, все по закону, схем никаких серых нет, с конверта извлечь пропущенную рабочую неделю нельзя.

 

Налоговый учет и трудовое законодательство

В России крайне сложная и запутанная налоговая система. Нет, она достаточно требовательна и на Западе. Просто на Западе она

- стабильна (не изменяется так часто, как в России)

- недвусмысленна и понятна непосвященным (написана доступным языком, не содержит кучу внутренних противоречий).

 

Наличие столь запутанной и меняющейся системы заставляет держать кучу бухгалтеров и заполнять массу бумажек. Самое страшное, что без «оптимизации» и различных схем ухода от налогов (на грани закона, что несовместимо с западными представлениями о ведении бизнеса) часто бизнес становится экономически неконкурентоспособным. Это и является большой проблемой для небольших западных предприятий, которые пробовали прийти в Россию.

 

Трудовое законодательство в России всегда защищает интересы работника. Оно достаточно жестко, по сравнению с западными аналогами. Правда одно обстоятельство приходит на помощь российскому работодателю – он просто не соблюдает законодательство. Попытка выполнить все требования Трудового кодекса западными компаниями часто приводит к проблемам для работодателя – забастовка на ФОРДе всем известна.

 

Этика

В принципе люди похожи, однако различная окружающая среда создает разные стимулы к поведению. Хорошая профессиональная репутация в стране, где рекомендации и безупречное прошлое -  это важный фактор при приеме на работу,  является залогом честного поведения. В другой стране, где поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» до сих пор актуальна, кристальная честность вовсе не является преимуществом. Такая честность скорее недостаток, который будет мешать работать. Опытный российский  руководитель наверняка согласится с утверждением, что практически невозможно работать, периодически не нарушая какое либо правило или инструкцию надзирающих органов. Проще нарушать, периодически платя коррупционные поборы, чем пытаться на 100 % соответствовать им. Западный руководитель может тронуться умом, пытаясь разобраться в хитросплетении буйного творчества чиновнического ума. «Где логика?» - восклицает запутавшийся экспат – директор. «Так надо», - объясняет местный заместитель, с генами впитавший спокойное восприятие к причудам власти.

 

В западной морали государство равноправный партнер, с которым ты идешь на сделку. В российской морали государство злой неразумный хозяин, которого и обмануть не грех, если это достаточно безопасно. Кристально честные в быту и межличностных отношениях люди спокойно покупают фальшивые талоны на техосмотр, не платят налоги и дают взятки, что является чудовищным нарушением этики для многих западных работников. Только пожив в стране много лет, приезжий западный руководитель начинает «с волками жить…», то есть принимать некоторые правила игры.

 

Монополизм

Основанный на еще советской модели хозяйства, российский рынок изначально страдал от монополизма. Да и по другому не могло быть в экономике, где изначально планировалось наличие 2-3 гигантских комбинатов по выпуску, скажем, шин на всю страну. На западный взгляд, российский рынок не насыщен поставщиками. Попробуйте найти какую-нибудь шестеренку. Два - три старых, советского типа предприятия и Китай, вот и весь выбор. И чем сложнее технологически продукция, тем меньше потенциальных поставщиков в стране. Данная ситуация не позволяет работать с поставщиками по западной схеме. Нет выбора. Некого развивать, не с кого требовать качества и снижать стоимость поставок. Сложнейшая система прохождения таможни усугубляет ситуацию.

 

Придя в Российскую глубинку, западная фирма находит себя в технологической пустыне. Нет привычного удобства аутсорсинга, нет квалифицированных кадров, нет надежных поставщиков.

 

Отношения с властью

Западный менталитет не понимает необходимости выстраивать отношения с местной властью. «Зачем?» – недоуменно вопрошает западный руководитель «мне надо «дружить»

 с местной милицией, пожарными, налоговой и т.п». Не зря наибольшего успеха в России достигают компании из стран с «дружественной» россиянам ментальностью, там, где осталась привычка жить «по понятиям».

 

Для западного руководителя чиновник - это просто слуга общества, человек, который должен выполнять свои обязанности. Для россиянина чиновник находится на позиции пулеметного стрелка, который может выстрелить в любой момент и от которого можно ожидать любой пакости.

Наличие связей с властью дает такое временное обладание пулеметом, который и по конкурентам может жахнуть, да и самому как - то безопаснее, когда с пулеметом дружишь.

Вспоминается классика 19 века:

«Пусть будет, что будет, мы скажем в ответ, у нас есть «максим», а у них его нет».

Нет, точно надо заставлять иностранцев фильм «Чапаев» смотреть перед приездом в Россию на работу.

 

Подведем итог – для любой западной компании российский рынок представляет собой причудливый слоеный пирог из коррупции, отсутствия профессионализма, монополизма на рынке, «странной» этики, налогового и трудового законодательства. Тем не менее, этот пирог очень сладок и заманчив. Без сомнения, западные компании будут продолжать свою экспансию и единственный путь к успеху на этом рынке – разумное сочетание лучших сторон западной и российской корпоративной политики, умелое применение тех инструментов, которые здесь работают. Требуется умное изменение тех сторон работы компании, которые не могут быть применены в первозданном виде в России.

Оригинал статьи с измненениями опубликован в журнале "Менеджмент сегодня", #6, 2010 г.
http://grebennikon.ru/article-3nqr.html