Управление качеством поставок (снабжения)

Управление поставками сырья и комплектующих

 

Стоимость и цена

Начнем наш разговор о качестве в поставках сырья и комплектующих с отправной точки – разнице между понятиями «цена» и «стоимость». Исторически сложилось так, что отделы снабжения / закупок основывали свою работу на железном аргументе – цене закупаемого сырья. Купил подешевле – молодец. Купил дорого – плохо, не умеешь работать. То, что потом происходит на производстве, в службе качества и продажах, уже не проблема отдела снабжения. К сожалению, данная практика до сегодняшнего дня служит основой работы отделов снабжения на многих предприятиях РФ.

 

«Стоимость» включает в себя все расходы на закупку сырья, его переработку, проблемы с контролем качества, надежностью готовой продукции, произведенной из сырья.

 

Предположим, мы закупили 2 вида сырья, А и Б.

Цена за единицу сырья

A – 100 $

Б -  110 $

Потери и брак во время контроля качества, хранения и переработки на единицу сырья

A – 30 $

Б -  15 $

 

В итоге мы видим, что каждая единица А обошлась нам в 130 $

Каждая единица Б обошлась нам в 125 $.

 

«Все просто», скажете Вы, «ну, и причем тут роль службы качества?» Отвечаю – роль службы качества состоит в следующем:

- изначально не работать с поставщиком сырья А (начальный аудит поставщиков)

- оперативно свернуть закупки и взаимодействие с поставщиком сырья А (оценка поставщиков и регулярный аудит поставщиков)

 

Переход от проверки образцов сырья до сертификации поставщиков  и встраивание их в цепочку производства

Исторически работа отделов качества с поставщиками начиналась с контроля качества сырья и выставлению претензий поставщикам, в случае обнаружения проблем в закупаемом сырье. Следующим этапом стало ведение статистики о происходящих проблемах в поставках (качество сырья и сроки поставок), которое плавно привело к идее проверять организацию производства и обеспечение качества у существующих и потенциальных поставщиков.

С помощью такой проверки мы можем заранее оценить, способен ли поставщик обеспечить нам стабильное качество поставок. И это проще и дешевле, чем без конца отлавливать брак при входном контроле.

Ну, и последний шаг – построение систем сертификации поставщиков (программы проверки соответствия стандартам качества предприятий потребителей, в том числе и международным стандартам). В целом, процесс идет в направлении встраивания поставщика в единую производственную цепочку, где конечный производитель имеет единую  с поставщиком систему идентификации, упаковки и контроля качества продукции.

 

Базы данных по сырью и проблемам сырья

Для того, чтобы подсчитать «стоимость» сырья и комплектующих, организация должна иметь:

- спецификации на поставляемое сырье (мы должны знать, что мы закупаем и как проверяем закупленное сырье)

- полные данные о поставках и статистику проблем с закупленным сырьем при входном контроле, во время хранения и во время использования на производстве. Пример отчета из такой базы данных здесь.

Построить такую базу данных и вести учет несложно. Она формируется из учета каждой единичной проблемы в поставках сырья. На каждую проблему мы составляем акт, в котором пишем, кто, когда и в какой форме поставил нам проблемное сырье / комплектующие. Объедините все эти акты в виде отчетов с возможностью сортировки в программе 1С или простом файле EXCELL и вуаля, база готова.

 

Аудит поставщиков

Но, как я уже упоминал в начале статьи, задача не доходить до взаимодействия с проблемным поставщиком. Поэтому обычной практикой в обеспечении качества, кстати, обязательной в стандартах ИСО и GMP, является аудит системы качества поставщика.

Аудит – это проверка всех аспектов работы поставщика, которые могут повлиять на качество поставляемой нам продукции и услуг. Как и принято в обеспечении качества, речь идет о проверке процессов. Обычно проверяются  основные процессы -  контроль и обеспечение качества, производство, организация хранения и поставок продукции и т.д.

Вот здесь, например, перечень проверяемых процессов для поставщиков фирмы Рено-Ниссан.

 

Оценка поставщиков

Последний решающий шаг во взаимодействии с поставщиками – это их периодическая оценка. Та самая, на основе которой мы принимаем решение

- хвалить поставщика и продолжать с ним сотрудничество

- ругать и требовать улучшения на основе результатов контроля качества сырья и аудитов

- прекращать с ним сотрудничество

Пример периодической оценки поставщиков здесь.

 

Обмен информации с поставщиками

Для нормального взаимодействия мы должны как минимум:

- передавать  поставщику всю информацию о проблемах с поставками (в том числе оценку поставщика)

- требовать от него информации о причинах проблем, корректирующих и предупредительных мероприятиях, которые он провел на основе полученной от нас информации

- получать от него информацию о любых изменениях, которые могут повлиять на качество поставляемой нам продукции и услугам (не забывайте прописывать это в договорах)